Кое-что о себе
10. НА РАСПУТЬЕ
Вот и пролетело пять институтских лет. Возможно, лучшая часть жизни. Хватит учиться, пора работать. Сижу в вагоне, пишу стишок.
Прощай, МИИТ! Без сожаленья
Тебя оставлю навсегда.
Ты мало дал мне вдохновенья
И мало радости труда.
Хотя я кой-какие вещи
Познал в твоих стенах, МИИТ,
Боюсь, не буду я, как Бещев
Или как Кочнев, знаменит.
Прости, но я, признаться, выше
Ценю таких людей, каков
Презревший славу и афиши
Борис Петрович Коротков.
Прощай Москва, душа отчизны,
Столица вечной суеты!
С годами лучшими из жизни
Так скоро уплываешь ты.
Все люди честные на свете −
Твои друзья, твоя родня,
И мой уход ты не заметишь,
Как не заметила меня.
Ко всем с душой ты, словно к близким,
И к москвичам, и к тем из нас,
Что за московскую прописку
Готовы другу выбить глаз,
Дойти до подкупа, до драки,
До сделки с совестью, ей-ей,
Не говоря уже о браке
Из-за жилплощади твоей.
Я не такой, Москва, упрямый,
Эгоистичный дуралей,
Ты мне, Москва, признаюсь прямо,
Издалека ещё милей.
Прощай же, мир обетованный,
Мне только «В добрый путь!» скажи,
И в дымке, снежной и туманной,
Твои растают этажи…
(Бещев — Министр путей сообщения, Кочнев — начальник института, Коротков — художник, руководитель изостудии).
Приехав в Ригу и облобызавшись с родителями, я обратился в Совнархоз со своим возвратным направлением. Совнархоз разрешил найти работу самому, и, воспользовавшись этим, я устроил себе деловые каникулы. Спланировал «супертайм» по саморазвитию и творчеству, стал изучать языки, историю, философию, заниматься музыкой, живописью и литературой. Читал книги, писал картины, редактировал свои рассказы, сочинял стихи и музыкальные пьесы, играл на пианино и аккордеоне, осваивал немецкий язык и взялся за шведский. На английском читал простые книжки и ходил с братом на разговорную практику в Морской клуб. Эдгар, двумя годами ранее окончивший Московский энергетический институт, тоже работал в Риге, сначала в Академии наук, потом на полупроводниковом заводе.
Ещё мы с ним посещали кинолекторий. Заезжий лектор из Москвы увлекательно рассказывал о кино, а в конце говорил: «К сожалению, показать целиком некупленный заграничный фильм я не имею права, но в учебных целях не запрещается демонстрировать фрагменты. А поскольку размер фрагментов при этом не ограничивается, то я поступлю, как в мультфильме Диснея утёнок Дональд Дак поступил с тортом. Он зашёл в пустую комнату с накрытым для гостей столом и, увидев торт, аккуратно вырезал из него кусок. Зрители ожидали, что он возьмёт этот кусок, а он забрал оставшийся торт и смылся, оставив на столе отрезанный кусок». По этому принципу лектор показывал фильм практически целиком, только без титров.
А роман о французской жизни XVII века мне показался несерьёзным, и я его забросил. Вместо него стал писать запутанный шпионский детектив из американской истории времён начала Второй мировой войны, навеянный книгой М.Сейерса и А.Кана «Тайная война против Америки». Там меня привлекла подрывная работа немецкой агентуры против военных поставок из портов США в Англию и СССР. На этом фоне я разворачивал жизненные коллизии студентов американского приморского города.
Как бы мои занятия ни были интересны, долго сидеть на папиной шее я не хотел. Закончив трёхмесячный «супер-тайм», я устроился инженером-конструктором третьей категории на завод Латвэнерго, где молодым специалистам платили 95 рублей в месяц в отличие от обычных 80-ти. Занимались мы там разработкой электроприводов для медицинских аппаратов лучевой терапии. Вдобавок я набрался нахальства за дополнительный червонец в месяц руководить заводской изостудией. Для лучшего ознакомления с теорией и технологией живописи я подписался на уникальный многотомник «Школа изобразительного искусства», производил опыты по цветному освещению предметов и составил на большом холсте наглядную таблицу красочных смесей с учётом рекомендаций профессионалов и собственных наблюдений.
А поскольку Коротков выдал мне лестную характеристику, отметив мои «выдающиеся способности», я был принят на вечернее отделение Академии художеств, причём сразу на середину второго курса. Заодно ходил на бесплатные подготовительные курсы и на быстрые наброски с живых моделей, менявших позу каждые пять минут. Одну симпатичную модель я даже пригласил в гости, но в ответственный момент нас распугала тётя Маруся, внезапно приехавшая с дачи на городскую квартиру.
Академические рисунки
Домашний натюрморт
Фотопортрет по случаю 25-летия
А на вечере в клубе строителей я познакомился с хорошенькой, словно из народной сказки, латышской девушкой Дайной. Она сразу поехала ко мне и согласилась на всё. А потом я её потерял и долго искал, не зная адреса и бродя по пригородному району, где она жила. Но всё-таки нашёл. Привёз домой, познакомил с родителями, и довольно долго мы дружили, хотя влюбить меня в себя ей так и не удалось. Почему? Как знать, материя тонкая, плохо поддающаяся анализу.
А как же Инга? Кто забыл – это не девушка, а наша собака. За прошедшее время она подросла, стала настоящей короткошёрстной легавой, серой в крапинку и с чёрными ушами, и жила в маленькой «кухаркиной» комнатке за кухней, где стоял верстак и располагалась мастерская. Когда с работы приходил папа и садился за стол, она тащила ему надувной мяч и клала возле ноги, а сама отходила в дверной проём. Тут он должен был ударить по мячу, а она кидалась на него и отбивала передними лапами, как заправский вратарь. Потом, ухватив его зубами за шнуровку, снова подкладывала папе к ноге. И так три-четыре раза, пока папе не надоест. А поздно вечером, засидевшись за своими занятиями, я шёл её проведать. Сонная, она лежала на подстилке и удовлетворённо кряхтела, когда я её гладил и легонько давил на бока.
Не проработав и года, я затосковал и уволился с завода («Я бросил свой завод, хоть в общем, был не вправе» – В. Высоцкий). Ян Янович Тринклер сообщил, что проведённая на территории нашего завода проверка выявила повышенный радиационный фон из-за небрежного хранения радиоактивных материалов. Но уволился я не поэтому. Намылился поступать на дневное отделение Академии художеств. К этому меня подтолкнула беседа с учениками заводской изостудии.
Это были взрослые парни и девчата, работники завода, искренне увлечённые живописью. Как-то на занятиях я спросил у них, бросили бы они надёжную работу на заводе ради ненадёжной карьеры художников, если бы имели материальную возможность. Они едва не подняли меня на смех: конечно, бросили бы! А мне стало как-то даже совестно: я-то могу себе позволить обойтись академической стипендией, и путёвка в мир живописи у меня уже есть, а строю из себя чуть ли не патриота отечественной промышленности. Всё это сеяло сомнения в перспективах моей вроде бы определившейся судьбы. Мой настрой этого периода отразился в стихотворном письме к школьному другу, написанном «онегинской строфой», которая восхищала меня со школы. Напомню, что эта строфа содержит четырнадцать строк, включающих три четверостишия с разным строем рифмы плюс две заключительные рифмованные строки. Строфа с чередованием рифмы звучит красиво и не надоедает при любой длине стихотворения. Схематически это выглядит так: АБАБ, ААББ. АББА, АА.
Вот пример строфы из «Онегина» (строфу я условно разделил на четверостишия):
«И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждёт уж рифмы «розы»;
На, вот возьми её скорей!)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег».
А вот моё письмо из четырёх онегинских строф:
Спасибо, друг, за поздравленье!
Кем стал я нынче? Не секрет.
Тебе составить представленье
Поможет мой автопортрет.
Особо нечем похвалиться:
Давно ль топтал асфальт столицы,
Потом наладить жизнь хотел –
То денег нет, то куча дел…
Вопрос семьи, вопрос карьеры –
Не знаю сам, что предпочесть;
Бывает, верю в долг и честь,
Бывает, знаю чувство меры –
И в меру ем, и в меру сплю,
И в меру девочек люблю,
Сгоняю сон холодным душем
И распорядок дня порой
По три недели не нарушу,
Как положительный герой.
Презрев интимные заботы,
Пишу научные работы,
Засев с этюдником в кусты,
Мараю красками холсты,
Ищу утехи на экранах
Или у рампы. А порой,
Как отрицательный герой,
Спускаю деньги в ресторанах,
Меняю женщин, как носки,
И вот – стихи пишу с тоски.
А иногда пишу и прозу,
Презрев анапест и хорей
(Читатель ждёт уж рифму «розу»,
Так на, возьми её скорей!)
Что в прозе? Честные рассказы
Про наши школьные проказы,
Про драки, чуть не до крови,
Про первый робкий зов любви…
Тогда я в девочку влюбился
И мог тотчас покинуть класс,
Не встретив взгляда милых глаз.
Мой дивный сон тогда не сбылся,
И я б давно забыл о ней,
Коль был бы малость поумней.
Я и теперь не слишком умный —
Пишу про женщин, про кино,
Про дружный пир, большой и шумный,
Где пьют и водку, и вино,
Про интересную работу,
Про неудачную охоту,
Про недозрелые мечты,
Про мир, где жили я и ты,
И про туристские походы,
Где отрастала борода…
Героем не был я тогда,
Я скромным, помнишь, был в те годы,
Теперь же – выскочка и франт,
Хотя и признанный талант.
А однажды мама подсунула мне «Комсомольскую правду» с заметкой о романтичной девушке Ляне Даниленко, организовавшей в сибирском селе Челноково Красноярского края один из первых в стране университетов культуры и в 19 лет ставшей его ректором. Она была так заманчиво обрисована автором, столь созвучна моему настроению, что я принял её чуть ли не за героиню своего романа и написал ей письмо в стихах:
Мильон километров прошёл и проехал
Я чистых и грязных дорог,
Ни разу не плакал, но громкого смеха
Частенько сдержать я не мог.
Любить не любил я, но пылкого сердца
Порывов сковать не умел,
Я трезвым был малым, но бездну, поверьте,
Я чувств и желаний имел.
А раз на досуге, читая газету
Не помню, какого числа,
Я девушку встретил, и девушка эта
Моею судьбою была.
Я имя её повторял спозаранку
До кротких закатных лучей,
Планету бы вывернул всю наизнанку
За взгляд её милых очей!
Понятно, стишок был несерьёзный, с юморком, но всё же бил в цель, и я тут же получил ответ. Завязалась переписка. Вдруг меня вызвали в КГБ и – новое дело! – предложили направить на двухгодичные курсы контрразведки в Москве. После выпуска − погоны лейтенанта, оклад 140 рублей, свободное владение двумя иностранными языками, интересная работа с загранкомандировками. Предложение звучало заманчиво, хотя… Связать себя с военной службой? Слишком крутой поворот. Жить в режиме исполнения чужих приказов я никогда не стремился. Да и не в моём это характере. А в Академии художеств преподаватель Корнецкий отговаривает от поступления на очное отделение: «Зачем вам это надо? У вас хорошая специальность, гарантированная зарплата. После Академии пошлют в колхоз завклубом, будете там спиваться. Таких примеров полно». – «А как же вы?» – «Мне Министерство культуры заказало копию дипломной работы, и я зацепился в Риге. Но это исключение».
КГБ, Академия, инженерная специальность… Я чувствовал себя растерявшимся рыцарем на развилке дорог. Направо пойдёшь… Но развилка развилкой, а на носу август – пора отпусков. В растрёпанных чувствах я взял и махнул на Байкал, где на тяговой подстанции Култук сменным инженером работала Таня. Махнул − это легко сказать. На самом деле Таня попросила у коллеги и прислала мне ненужный ему в этом году железнодорожный билет на разовый бесплатный проезд в любой конец страны. А тогда уж я и махнул, вставив туда свою фотографию. А что вы хотите? Ехать в такую даль и обратно за свой счёт? Пардон, это мне не по карману. А железной дороге – какая ей разница, кто едет по льготному билету? За постельное бельё и за чай, так и быть, заплачу. К тому же, у меня диплом железнодорожника, я не со стороны примазался. А то, что работаю не по специальности, так это временно. Да и кто будет проверять. Ещё неизвестно, где работают другие, которые разъезжают с такими билетами.
Рассудив таким образом, в конце июля 1961 года я сел на поезд №44 и отправился в дальний путь. По дороге сделал остановку в Красноярске и посетил пристанище Ляны в Челноково, где она жила с подругой Кирой. Познакомились, пообщались, побродили по «Берендееву царству», как называли они свой лесной участок с домиками для птиц и зверей, а вечером я продолжил свой длинный маршрут.
На Байкале мы с Таней совершили незабываемый поход по горным хребтам и водным просторам этого великого озера-моря. Сначала не без приключений прогулялись по хребту Хамар-Дабан, где встретились с иркутскими туристами, покорили пик высотой 2025 метров и сочинили песню, которую распевали на мотив «Весёлого ветра» Дунаевского.
Весёлый Фред и храбрый Тань в тайгу собрались,
В тайгу собрались, в тайгу собрались,
Они с родителями перецеловались
И в путь далёкий весело пошли.
По таёжным запутанным тропам,
Через корни, стволы и суки,
По каменным порогам,
По горным по отрогам
Тащили они рюкзаки.
Кто привык почивать на диване,
С нами вместе в поход не пойдёт,
На пляже или в бане,
В кафе ли, в ресторане
Своё он счастье обретёт.
Весёлый Тань и храбрый Фред травой питались,
Травой питались, травой питались
И чистым спиртом на досуге упивались,
Чтоб воспаленье лёгких не схватить.
Они мылись в порожистой речке,
Что студёным потоком текла,
И рыбу в ней ловили,
И рыбы наловили
Бы, если бы она была.
Кто привык отдыхать на курорте,
С нами вместе в поход не пойдёт,
Он весь поход испортит,
Поскольку лишь в комфорте
Своё он счастье обретёт.
Весёлый Фред и храбрый Тань залезли в горы,
Залезли в горы, залезли в горы
И оглядели все байкальские просторы,
И сверху вниз взирали на орлов.
И с вершины в две тысячи метров,
Заблудившись слегка в облаках,
Ползли по камнепадам
То передом, то задом,
То на ногах, то на руках.
Кто привык опасаться ненастья,
Лазить в горы тому не дано,
Найдёт он своё счастье
Без нашего участья,
Стуча костями домино.
Вид на Слюдянку. Этюд 35х50 см, картон, масло.
Байкальский закат. Этюд 35х50 см, картон, масло.
Потом сквозь штиль и шторм мы дважды пересекли Байкал на пароходе «Комсомолец», где подружились с весёлой девчонкой Стеллой и заехали в симпатичный посёлок Усть-Баргузин. Оттуда после некоторых мытарств съездили на рыбацком баркасе на полуостров Святой Нос. Там приютились у местных рыбаков, побродили по лесам, поплавали на лодке, постреляли водоплавающую дичь в Чивыркуйском заливе. Прощаясь с Байкалом, мы написали заключительные куплеты своей песни:
Весёлый Тань и храбрый Фред дичать начали,
Дичать начали, уже рычали,
И постепенно они вовсе одичали
И бородами обросли совсем.
Но зовут их уж новые дали,
Манит цивилизованный рай…
Мы о тебе мечтали,
Но от тебя устали,
До новых встреч, таёжный край!
Подробнее об этом читайте в разделе «Путешествия». Будет интересно.
А пока я ездил на Байкал, пропала Инга. Мама рассказала, что однажды мимо нашей дачи прошёл большой отряд детей из местного детсада. До того Инга была в саду, а потом исчезла. А надо сказать, она любила детей и всегда с удовольствием с ними общалась. Видимо, увязалась за детсадом, а потом кто-то её поймал и приватизировал: всё-таки, породистая охотничья собака. Осталось неясным, как она преодолела забор. Ни подходящих щелей, ни подкопов там не было. Перепрыгнула? Слишком высоко. Так или иначе, но больше мы её не видели.
В Култуке, по возвращении из похода, среди толстой стопки газет я обнаружил письмо от папы с газетной вырезкой, в которой сообщалось, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции… путём внедрения методов художественного конструирования» в Москве организован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), в ряде крупных городов – его филиалы, а в столицах союзных республик – Специальные художественно-конструкторские бюро. Вот, думаю, – то, что мне подходит. На такой работе я удачно соединю свою инженерную квалификацию с художественными наклонностями. И не надо мне ни Академии художеств с её колхозными клубами, ни Комитета госбезопасности с его слежкой за согражданами.
Поскольку в Култуке жить было слишком зябко и тоскливо, особенно зимой, Таня после похода уволилась с подстанции и уехала со мной в Ригу, где поступила работать на ВЭФ, временно поселившись у нас на улице Ханзас. На ВЭФ её устроила работавшая там Герта, жена моего брата Володи, с которой Таня быстро подружилась.
А я поступил в свежеорганизованное СХКБ на должность художника-конструктора третьей категории с окладом 110 рублей, рабочее удостоверение за номером 24, а командировочное и вовсе за номером 1. Поехал в Лиепаю на машиностроительный завод, для которого затем спроектировал обновлённую соковыжималку. Следом был ещё ряд проектов вроде багажника на крышу автомобиля, радиоприёмника и бетонолома. Всё это не гармонировало с моим статусом инженера путей сообщения, поэтому при первой возможности я ухватился за профильную тему, приняв участие в работе над скоростным электропоездом ЭР-200 для РВЗ – Рижского вагоностроительного завода.
Этот завод гордился славной историей: он был прародителем первого российского автомобиля и даже первого в мире танка. В советское время он выпускал электропоезда, дизель-поезда и трамваи, а после выхода Латвии из Союза постепенно усох, обмельчал, обанкротился, и в 2020 году прекратил своё существование. А конструкторский отдел электропоездов почти в полном составе переехал в Россию, на Демиховский завод, который наряду с Торжком стал выпускать электрички вместо РВЗ. Но тогда о таком никто не мог и помыслить.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Приветик!
Я тоже ученица школы Твой Старт. Обучаюсь уже на продвинутом курсе, буду рада нашему общению и обмену опытом.
Моя страничка в контакте: http://vk.com/id17493996
Заходите в гости)
Привет-привет, спасибо за внимание. А я вот парюсь над своим сайтом, что-то он у меня какой-то своенравный. Поэтому в соцсетях пока не общаюсь, нечего выложить на стол. Сегодня с сайта вообще пропал большой рассказ с иллюстрациями, опустошив целую рубрику. Таким опытом меняться не резон.
Альфред.
Приятно с Вами познакомится. Каждый человек, с которым встречаешься, дарит нечто особенное — это свой внутренний мир, который большой и прекрасный. С нетерпением жду новых Ваших статей. С дружеским отношением, Марина.
Будем знакомы, Марина.
Пишите о себе. Что-то я не удосужился раньше ответить. Тут такие порядки, что комментарий не сразу и заметишь. Но лучше поздно, чем… Такова уж наша жизнь — то слишком поздно, то слишком рано. Хорошо всё делать вовремя. Да и то не уверен.
Классная статья
Статья-то классная, а вы всё с рекламой.
Интересная статья, понравилась, лайк, если будет также время и интересно посмотреть на 5 красивых моделей, который сейчас проходят отбор за лучшую, то зайди на эту страницу и проголосуй, голосование идет с 03.06.2015 до 15.07.2015 Помоги определить самую красивую девушку, посмотри каждое фото в большом размере! http://vk.cс/3RDtqJ
Спасибо за лайк, но проголосовать за девушку не удалось. Какая-то ссылка хитрая, не для нас, простаков. Короче, просто магазин. Будут деньги, зайду.
Альфред, лицо у Вас знакомое. Мучаюсь теперь, где я Вас мог видеть?
Возможно, где-то в соцсети или на каком-нибудь форуме. Я же не маскируюсь, как некоторые, и всюду лезу исключительно со своим лицом. Так что мучиться не надо.