ПОЛИТИКА И ИСТОРИЯ

Политика 4

СОДЕРЖАНИЕ 

Экономическая необходимость
Производство и потребление
О заговоре Локкарта
О смертной казни
О книге Виктора Суворова «Ледокол»
Хроника распада СССР

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  БАЗИС

Политика есть концентрированная экономика, — сказал классик. А это значит, что она преследует, прежде всего, экономические интересы. Нодар Думбадзе, тоже классик, выразился метафорично: «Мы научились, вспарывая явление, обнаруживать там экономическую подкладку и ею объяснять и покрой явления, и его масштаб». Короче, ковырните любую политику — увидите экономику. Поэтому вступительную статью резонно посвятить экономике. А поскольку мой блог обращён к молодым и любопытным, то матёрым экономистам читать необязательно. Надеюсь, они уже выросли из этих штанишек. Хотя, как знать…

 Экономическая необходимость

Добро и зло – экономические категории. Если в обществе преобладают добрые отношения, то сподручнее работать, легче повышать благосостояние и уровень жизни. Зло может принести временную выгоду одному человеку или группе людей, но никогда – всему обществу. То же относится к честности и бесчестности. Бесчестный человек может нахапать больше, но для сообщества он невыгоден, как и банальный нарушитель законов. А законы ведь тоже устанавливаются во имя экономического благополучия. И все заповеди и моральные нормы появились ради этого же, ради лучшей жизни.

Порядок для общества дешевле, то есть экономичней, рентабельней, выгодней беспорядка, честность выгодней бесчестности, культура выгодней бескультурья, законность выгодней беззакония, мир выгодней войны и, в конечном счёте, добро выгодней зла. Это следует и из определения: злом мы называем всё деструктивное, разрушительное, а значит – убыточное; добром – дружелюбное, мирное, созидательное. И всё это, в конечном счёте – чистая экономика.

 «,,,Все правительства, даже самые абсолютистские, в конечном счёте, только исполнители экономической необходимости, вытекающей из положения страны. Они делают своё дело по-разному – хорошо, плохо и посредственно; ускоряют или замедляют экономическое развитие с вытекающими из него политическими и юридическими следствиями, но в конечном итоге должны следовать за этим развитием» (Фридрих Энгельс, письма). То же относится и к науке: «Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперёд больше, чем десяток университетов». Этим Энгельс показывает, что не общественные институты командуют парадом, будь то научные организации или даже само правительство, а бытие, ситуация, объективные силы экономической необходимости.

 Производство и потребление

«Ценность вещи, в сущности, определяется удовольствием, которое она может доставить» (Ричард Олдингтон). Масштаб этого удовольствия, или пользы, в экономике называется потребительной стоимостью. Потребительная стоимость изделия зависит от его функциональной пригодности и качества изготовления. Повышение качества обычно связано с дополнительными расходами в производстве. Однако и низкое качество неэкономично, поскольку порождает лишние эксплуатационные расходы на содержание, ремонт, запчасти, сокращает срок службы. К тому же низкое качество снижает спрос на продукцию, а это снижение прибыли и новые убытки. При этом мы имеем в виду только востребованный ассортимент продукции, поскольку невостребованная вообще не имеет потребительной стоимости, не даёт прибыли и лишает смысла производство.

Исходя из этих причин производство вынуждено искать оптимальное соотношение потребительной стоимости продукции и её реальной стоимости, или, как упрощённо говорят применительно к товару, соотношение цены и качества. Улучшение этого соотношения достигается повышением эффективности производства, прежде всего, производительности труда. Более эффективное производство более востребованной продукции обеспечивает более высокую прибыль, за счёт чего может развиваться и расширяться, получая новую прибыль и выигрыш в конкурентной борьбе. 

Со времён зарождения христианства утвердилось мнение, что по сравнению с благородной миссией производства, торговля – дело нечистое, по сути своей – спекуляция. Однако и производство, как и торговля, держится на своём «наваре», и в этом смысле является такой же «спекуляцией»: оно передаёт в торговую сеть произведённый продукт дороже себестоимости, иначе теряет экономический смысл. Любое производство держится, в конечном счёте, на прибыли и прибавочной стоимости, которые и есть его двигатель.

При социализме о производстве говорили Бог знает какие высокопарные речи, а потребление так принижали, будто производство служит не этому самому потреблению, а чуть ли не наоборот. Нынче модно ругать так называемое общество потребления. При этом критики не задумываются, что в потреблении и состоит смысл производства, что только спрос и потребление порождают и стимулируют производство, обеспечивая население работой и средствами существования. 

Рост производительности труда ведёт к сокращению количества работников, то есть к безработице, а чтобы её снизить, приходится производить всё новые товары и услуги, в том числе избыточные. Тут просматривается порочный замкнутый круг, в который человечество само себя затащило. Другое дело, что можно более взвешенно подходить к ассортименту выпускаемой продукции, учитывая её реальную пользу, то есть оптимизировать структуру производства. Для этого служит планирование, но оно чревато разбалансировкой системы, появлением дефицита одних товаров и избытка других, поскольку заранее спланировать можно производство, но не потребление. Относительно потребления можно строить только прогнозы или навязывать определённые стандарты с помощью идеологии и рекламы. Однако идеологическое давление вызывает протест свободолюбивого потребителя, а реклама работает на нерадивого и нечестного производителя, заинтересованного лишь в сбыте своей продукции. Для того чтобы эффективно командовать народным хозяйством, уберегая его от кризисов, планирование должно обладать совершенной системой обратной связи, недоступной для современного уровня технического развития.

А пока в погоне за комфортом и красотой в предметный мир вкладывается всё больше труда и ресурсов, и он становится всё дороже. Населению для его использования требуется всё больше наличных средств. Для обеспечения покупательной способности повышаются зарплаты, что снова увеличивает себестоимость продукции, несмотря на постоянный рост производительности труда, призванный её уменьшать. А поскольку производительность труда не может угнаться за потребностями, а точнее, за запросами населения, то это процесс бесконечный, выражающийся в бесконечной инфляции платёжных средств, то есть в постепенном и постоянном обесценении денег.  

Раньше мы считали, что кризис перепроизводства – это производство товаров в большем объёме, чем требуется. На самом деле, это – производство товаров в большем объёме, чем имеется денег у покупателей. Казалось бы, чего проще, – надо напечатать недостающее количество денег, ведь оно должно соответствовать товарной массе. Однако товаров много, и невозможно направить дополнительные деньги именно на приобретение излишнего товара, если он не востребован. Значит, объём производства должен определяться платёжеспособным спросом на конкретный товар..

Беда свободной, рыночной экономики – анархичное, непродуктивное растранжиривание природных ресурсов и рабочей силы, производство бессистемного ассортимента товаров, в значительной степени необязательных и ненужных. В этом смысле плановая экономика лучше, но у неё свои хронические болезни. Нужен какой-то третий, осмысленный подход: модульные типоряды продукции, сбережение природы, главный упор – на реальное улучшение условий жизни людей, исключающее безудержное обогащение. Незачем потакать нездоровым желаниям. Тут есть претензии к трактовке понятий свободы и политкорректности. «Общество должно быть принуждаемо к добродетели», считал Анатоль Франс. Стихийное производство и потребление приносит человечеству больше вреда, чем пользы, и чревато неприятностями в планетарном масштабе.

Старые ЖЭКи у нас работали плохо, новые управляющие компании норовят нас грабить. Если у людей или организаций нет интереса, нет возможности влиять на свой заработок, то они не работают, а если есть возможность – они воруют. Вот и выбирайте.

У рыночной экономики надо брать не всё подряд, а только то, что там правильно, что способствует повышению уровня жизни населения и его развитию. Правильна ли, к примеру, телевизионная реклама? Она полезна лишь для производителей и торговли. Для населения полезнее независимая экспертиза товаров. Вот её и надо регулярно показывать, чтобы повышением спроса поощрять достойных производителей, а снижением спроса банкротить либо заставлять исправляться халтурщиков. Кто за такую экспертизу будет платить? А этот вопрос не имеет отношения к правильности. Он должен быть решён государством, если оно заботится о благе людей. А если не заботится, то никому оно не нужно. Гнать его в три шеи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Оставить комментарий

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.