ПУТЕШЕСТВИЯ

              ПРОГУЛКИ  НА  НОВОМ  АВТОМОБИЛЕ

 Август 1978. 

Наконец, я купил себе машину. Созрел давно, из возможных вариантов склонился к модели ВАЗ-2103. Подавал заявления на работе, записывался в разные дикие очереди, ночами ездил отмечаться – всё без толку. Упросил папу записаться в Риге в льготную очередь для ветеранов – вдруг там получится быстрее. И точно: в середине августа 1978 года «пришла повестка на бумажке»: можете забирать свой автомобиль. Папа звонит мне в Москву, а у меня как раз на носу отпуск, и всё получилось как нельзя более кстати. В субботу, 19 августа, я приехал в Ригу, а оттуда на дачу в Лиелупе. Наличных денег, правда, не хватало, но три тысячи одолжил двоюродный брат («В церкви встретились два нищих, и сказал Иван Кузьмич: Христа ради, дай три тыщи, не хватает на «Москвич», – певали незабвенные Рудаков и Нечаев). В данном случае речь шла о «Жигулях», да и я не нищий, а кандидат наук, но это дела не меняет.

22 августа был вторник и одновременно день моего рождения. Погода занималась отменная. Позавтракав, мы с папой поехали в Ригу выкупать машину. То-то будет подарочек! Хоть и платный, зато ощутимый. Приехали в автоцентр, а там, в загоне, «жигулей» – как лошадей. Даже больше. Стоят рядами, бери – не хочу. «Выбирайте, – говорит  продавец. – Которую выкатить?» Я высмотрел великолепно сверкающий красно-рыжий жигулёнок, называется «коррида». Красивый, как чёрт. Продавец выехал на нём на свободную площадку, вылез. «Ну, осмотрите машину, проверьте комплектацию, – что растерялись?». Мы посмотрели, вроде всё на месте. Колёса, руль, педали, запаска, портфель с инструментом… Обещал подъехать приятель Толя, большой специалист, но что-то запаздывает. Может, пока другой посмотреть? Этот больно уж яркий.

Вообще мне нравился цвет «золотое руно», но таких не было. «Покажите ещё вон тот, бежевый». Коррида уехала, выехал светлый беж. Посмотрели-посмотрели – нет, коррида побогаче будет, за те же-то деньги. «Давайте обратно ту». Продавец уже нервничать начинает, но виду не подаёт. Увёз беж, вернул корриду. Тут и Толик подошёл. Главное, говорит, чтоб царапин на кузове не было, а так – что тут смотреть. Завёл, попереключал передачи. «Садись, – говорит мне, – опробуй». Я сел в машину и снова ключ зажигания поворачиваю. Она как зажужжит противным голосом! Мотор-то не выключен, работает, но так тихонько, что и не слышно. Толя на меня цыкнул, но я и сам уже спохватился, отпустил ключ. Ну что, надо брать, пока не сломали.

Пошли в кассу, выложили семь пятьсот, оформили все документы и гарантию. Мы-то наивно рассчитывали, что Толя нас отвезёт, но ему пришлось возвращаться на работу, и я остался наедине с неведомой зверюшкой. На «Жигулях» я вообще никогда не ездил, даже рядом не сидел. У Толика, правда, «Москвич», так что этот аппарат ему тоже в новинку, но всё же он водитель со стажем, не растерялся бы.

Делать нечего, надо ехать, не ночевать же тут. На счётчике тринадцать километров пробега, в салоне – непередаваемый аромат новой, с иголочки, машины, впереди – страшный город с автомобилями, трамваями, пешеходами, светофорами и милиционерами. В 15.37 я записал в бортовой журнал время и показания приборов, и мы с папой потихоньку поехали. Поблизости заправились бензином. Ещё и дорогу-то как следует не знаю. Перед левым поворотом оказался в среднем ряду, и наглый левый ряд долго не хотел меня пропускать. Я стою, мигаю поворотником. Сзади уже волнуются, а эти всё едут и едут. Наконец, нашёлся один порядочный, пропустил. В другом месте я, не привыкнув ещё к габаритам своей машины, правым бортом опасно приблизился к отъезжающему троллейбусу. Папа крикнул, но поздно, в итоге слегка чиркнулись («Валюха крикнул – берегись! – но было поздно», – В.Высоцкий).

Однако осваивался я быстро, и дальше всё пошло, как по маслу. Заехав в ГАИ, зарегистрировались, поставили машину на учёт, получили номера, потом к нотариусу за доверенностью, потом в Госстрах, короче, до дачи добрались лишь к восьми часам вечера, отмотав за первый же приём пятьдесят шесть километров.

Разместил машину я в нашем садике возле дома, и поздно вечером, когда мы отходили ко сну, какой-то невоспитанный прохожий запустил в неё из-за забора бутылку. Бутылка скользнула по крышке багажника и заднему стеклу, разлетелась вдребезги, но машину не повредила. «Ну, началось», – подумал я, но больше такого не повторилось. Пришлось отнести это на счёт традиции разбивания бутылки о корпус нового судна.

На другой день мы с братом Эдгаром катались по Юрмале, я продолжал осваивать машину в разных режимах, заодно съездили в рыбацкий посёлок и купили деликатесной  рыбки, а в магазинчике на проспекте Падомью отоварились настоящим французским коньяком «Наполеон Камю» в красивой коробке, за двадцать пять рублей. Это было дорого, даже «Рижский бальзам» стоил всего девять рублей, но ради такого случая… Вечером собрались гости, и мы весело отметили двойной праздник. Французский коньяк успехом не пользовался, и мы пожалели, что не купили вместо него проверенный и дешёвый армянский («Понимали бы!» – искушённый читатель).

Литва-78-1Литва-78-2

Вскоре у Эдгара кончился отпуск, и он отбыл в Москву.

Первую неделю сентября погода стояла скверная, но я не унывал, ездил по Юрмале и в город, закупал расходные материалы и доступные запчасти, катал друзей и родственников. Наконец, приобретя необходимую самоуверенность, набрался наглости настолько, что один поехал в Литву.

Дело было 7 сентября в 15.30, на счётчике уже намоталось 1290 километров. Для начала направился через Бауску в Паневежис. Погода наладилась, я резво мчался по шоссе и распевал песни, так как приёмника в машине не было. Литовские дороги меня приятно поразили даже после неплохих латвийских. Особенно эффектно выглядели повороты, выполненные с сильным креном, как на гоночном треке, что исключало опасность заноса и опрокидывания. Их можно было проходить, не сбавляя скорости, лишь слегка повернув руль на необходимый угол, что я с удовольствием и проделывал.

В Паневежис приехал в 19.00 и разместился в новой гостинице «Невежис», в приличном одноместном номере.

Литва-78-3

Литва-78-6

Вечером посетил красивый и просторный гостиничный ресторан и в процессе неторопливого поглощения разных вкусностей созерцал музыкальное ревю в исполнении дюжины пластичных местных девушек. С одной из них после представления я даже нашёл общий язык, правда, только в разговорном жанре, за бутылкой вина.  

На другой день погулял, рассмотрел город, счастья не нашёл, заскучал и 9 сентября в 12.30 при отличной погоде и по отличной дороге направил свои колёса в сторону Вильнюса, столицы достославного государства Литовского. В Вильнюс прибыл в 15.00 и по наущению уже упоминавшегося Толика зашёл в горком комсомола в поисках его знакомого Владаса К. на предмет трудоустройства. Пардон, – устройства в гостиницу. Но Владаса на месте не было, зато рядом была маленькая гостиница ЦК КПСС, куда меня и вселили на какое-то дополнительное место для ненормированных гостей.

Сочтя такое пристанище недостойным своего статуса, на следующий день в 12.30  я уехал под дождём, но по живописной дороге в расположенный неподалёку знаменитый старинный город Тракай. Главная достопримечательность Тракая, как известно бывалым туристам, – древний замок на большом, разветвлённом озере, и я направился прямо туда. Замок расположен на острове, имеет вполне величественный вид и в значительной степени отреставрирован, в отличие от Каменец-Подольской крепости, которую мы посетили в запрошлом году.

До вечера я занимался обследованием замка и окрестностей, любовался красотами и, разумеется, не забывал фотографировать.

Литва-78-13

Литва-78-16

В приличной приозёрной гостинице мест не было, и я проследовал на другой берег, в неприличный кемпинг, где и разместился на ночь в дощатой летней будке, что по случаю тёплой погоды меня вполне устроило. В приличную же гостиницу съездил поужинать под ресторанную музыку.

Насытившись угрюмой стариной в лоне красивого озера, 11 сентября я вернулся в Вильнюс и, поймав Владаса по телефону, поехал к нему домой, в новомодный район, отмеченный государственной премией за архитектурно-планировочное решение. Район просторный, похожий на пригород, если не на загород. Асфальтированные дорожки по чуть всхолмленной местности, оформленной в виде лужков и скверов, ведут к уютным квартальчикам малоэтажных домов. Там и сям попадаются группы деревьев, фонарики, абстрактные скульптуры и прочие малые архитектурные формы.

В хорошей квартирке посидели с Владасом и его приятной женой, покалякали, угостились, и он организовал мне протекцию в гостиницу «Турист», куда я и отправился на ночлег. Гостиница тоже новая. Надо сказать, в литовских городах вообще много новых зданий, построенных без ложной скромности и с неплохим вкусом.

Два дня я гостил в Вильнюсе, гулял по городу, изучал магазины, закусывал в кафе и ресторанах. Наиболее сильное впечатление на меня произвёл новый оперный театр. Красивый, современный, оригинальный, без шаблонов, но и без выкрутас, внутри комфортабельный, но без лишней роскоши, удобный и рациональный, он эффектно высился на отшибе от рядовой застройки. Я слушал там «Севильского цирюльника», к постановке которого, конечно, можно было придираться, но не хотелось. Вообще-то я не театрал, реалистичность кинематографа мне милее нарочитой экспрессии сценического действа, но это не относится к музыке, а искромётность Россини всегда меня восхищала. В антракте в одном из многочисленных буфетов купил пару коробок превосходных местных конфет, которые продегустировал в ходе спектакля (бумажками не шуршал).

Литва-78-23

Литва-78-32

Однако дело шло к истечению отпуска. 13 сентября я выехал в обратный путь и в девятом часу вечера добрался до родимой дачи. Мой пробег в итоге составил около 900 километров, а средний расход бензина – 9,3 литра на 100 километров, что многовато. Машина была паинькой, не шалила, вела себя послушно, прилично и безотказно.

На другой день съездил в Слоку в автосервис, на первое техобслуживание, а 15-го отбыл в сторону Москвы. По дороге заехал к Толе и его жене Люде, рассказал о своих похождениях на новом автомобиле, а заодно переночевал («Не найдётся ли попить, а то так есть хочется, что переночевать негде» – поговорка).

Наутро на одном из колёс не обнаружил колпака, тем не менее, в 9.30 на всех четырёх выехал в направлении Москвы. На развилке шоссе остановился у придорожной дикой выставки деревянных скульптур, сделал несколько снимков. В Екабпилсе попал под дождь, продолжавшийся вплоть до Смоленска, коего достиг в десять вечера. Там неплохо переночевал в одноимённой гостинице, при которой даже имелся дворик для хранения транзитных автомобилей, не говоря уже про ресторан, который, хотя и уступал прибалтийским, всё же мог прокормить проголодавшихся путников. На другой день, прогулявшись по городу и зафиксировав на плёнку очередные древности, в 12.30 продолжил путь, а в 19.45 благополучно подчалил к своему московскому дому на улице Трифоновской.

Литва-78-35

Литва-78-43

Не все читатели меня поймут, но я погрешу против истины, если не скажу, что во всём этом путешествии больше всего мне понравилась сама езда на новом, лихом, юрком, послушном и красивом автомобиле. Надо сказать, испытание мы с ним оба выдержали на отлично. Нынче «жигули» — любимый объект для насмешек. Смею утверждать, что вы все пижоны. Прекрасная машина. А всякие электростеклоподъёмники и джипиэсы — для бездельников.

Что же касается осмотренных городов, то читатель уже знает, что я по натуре не экскурсант, а первопроходимец, поэтому роль пассивного созерцателя мне, в общем, чуждовата и скучновата, разве только для разнообразия и небольшими порциями.

В понедельник я приехал на работу на новой машине и оставил её в соседнем переулке. Коллеги выскочили на смотрины и вернулись в ужасе: «С ума сошёл, зеркало и щётки оставил! Снимай немедленно, не то снимут прохожие». Ага, думаю, – Москва не Литва, здесь свои порядки. Пришлось идти снимать. Это меня спасло, но ненадолго. В конце октября я поехал в командировку в Калинин, где оставил машину во дворе гостиницы «Селигер». Ворота  на ночь запирались, и я легкомысленно решил, что там машину не тронут. Тем не менее, утром щёток уже не было. Ни в магазинах, ни у знакомых, ни в городских автосервисах достать их не удалось, – проклятый дефицит потворствовал воровству. Пришлось возвращаться в Москву с риском попасть под снег или дождь без стеклоочистителей, что совсем не так весело, как, видимо, полагали воры, сыгравшие со мной эту шутку. Слава богу, небо смилостивилось, а то ведь по дороге в Калинин прилично вьюжило.

Но это было уже в конце октября. А до того я осваивал Москву уже как автомобилист, подвозя голосующих пешеходов в разные концы города. Только спрашивал, знают ли они дорогу. Заодно имел небольшую прибавку к своей «повышенной» зарплате. Ведь автовладельцу любая прибавка всегда кстати, а с другой стороны — за мной ещё приличный должок.

Всю последующую зиму я ездил на своём новом рысаке и на работу, и по городу, так что к апрелю 1979 года намотал уже свыше десяти тысяч километров. А в конце апреля, когда уже вовсю развернулась весна и подступили праздники, мы с братом совершили короткий загородный вояж на Оку.

Выехали 28-го в 18.30 в сторону Серпухова, куда через два часа и прикатили. Не найдя там приюта, проехали ещё 24 километра до академгородка Пущино и заночевали в соседнем лесу, прямо в машине, поскольку и тут приюта не нашли: в симпатичной гостинице доложили, что номера там москвичи заказывают аж с января (ух, шалунишки!).

Литва-78-45

Наутро осмотрели городок, раскинувшийся на самом берегу Оки, и проследовали дальше, в зону отдыха, где бросили кости в домике у меловых гор. Погода стояла просто люкс. 30 апреля переместились через Тарусу в Велегож и обосновались на солидной турбазе. Прекрасные места, просто дух захватывает, как здесь просто и чудесно. Но Ока не годится для лодочной стоянки: в половодье она поднимается на 10-20 метров и затопляет всё вокруг, несмотря на высокие берега. А мы ведь не просто катаемся, мы ищем подходящее место для своей будущей отпускной базы.

2 мая мы уехали, завернули в Поленово, осмотрели терем одноимённого художника, познакомились там с девушкой в красном пальто из города Пскова, да и покатили домой.

Литва-78-67

Литва-78-68

В очередные праздники в том же составе отправились на Московское море по Дмитровскому шоссе. Погода – курорт. Вечером 5 мая доехали до Большой Волги (фактически это городской район Дубны). Как красивы дороги! Как красива пробивающаяся листва на деревьях, серая лента шоссе, спокойный голубой канал, ревущая плотина Волги! Под ней столько рыболовов! А в Доме рыболова и охотника – никого. Разместились мы там и устроили маленькую походную пирушку. Обстановка  простецкая, есть общая газовая плита, горячий чай и всё, что нужно вольным туристам без запросов и чемоданов. Шары – голубой и жёлтый – качаются на люстре, съедена уха по-кубански с картошкой по-турецки, вокруг четыре заправленные койки, чистенько, гостеприимно. Эдгар скрипит надеваемой штормовкой – к вечеру всхолодало. Тишина – как в сказке. Только простукивает редкая электричка, да соловей нащёлкивает прямо во дворе.

Возвратились с ночной прогулки. Охотились за соловьями, майскими жуками и ежами. Всё это очень сложно. Соловьи пугливы (прячутся), майских жуков мало (на ужин не хватает), ежа всё же поймали после того, как я провалился в яму с водой и промочил ботинок. Он (не ботинок, а ёжик) очень колючий, но добродушный. Затаился под кроватью.

Днём обследовали окрестные берега Волги и Московского моря. Просторы роскошные. На обратном пути прекратилась зарядка аккумулятора, и как раз полил сильный дождь. Стеклоочистители работали всё медленнее, пока не замерли. Но тут мы доехали до Яхромы, где был сервис АвтоВАЗа. Там нам наладили генератор, у которого запала щётка, и домой мы добрались в полном порядке.

В мае я  уже без проблем ездил на машине в командировку в Коломну, а в июне – в Брянск.

От всех этих поездок остались только сухие цифры в маршрутном журнале, поэтому роль рассказчика в данном случае играл не талант, а его сестра. Общий вывод – вблизи Москвы подходящих мест для отпускной базы мы не нашли.

На этом рассказ про обкатку нового автомобиля кончаю. Дальше пошли более солидные путешествия, о которых – в следующих разделах моего длинного и нудного повествования. 

 Из книги «За туманом», ISBN 978-5-906230-04-1.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Оставить комментарий

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.