ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ

Кто не хочет читать всю книгу, тому ещё одна статейка:

ПРИЗНАКИ  ГЛУПОСТИ

Сказать, что люди делятся на умных и глупых, – сильно упростить ситуацию. Человек, блещущий умом в каком-то вопросе, в другом может оказаться совершенно беспомощным. Но это нюансы, а нам важно дифференцировать понятия.

Ум – это логичность мышления, способность строить логические цепи и целые деревья, на которых трепещут листья новых истин. Только логическое мышление позволяет разбираться в потоках и залежах информации и делать верные выводы, чтобы ориентироваться в сложном мире.

Ум неоднозначен, он может различаться по широте, глубине, оригинальности. Широта ума – это логичность «вширь», способность к системному охвату разноплановой информации. Глубина ума – логичность «вглубь», способность углубляться в хитросплетения информационных систем. Оригинальность ума – это логичность мышления на нетрадиционных поворотах мысли, способность к нестандартным выводам из противоречивых фактов и суждений, к разрешению тупиковых ситуаций.

С оригинальностью ума граничит остроумие – парадоксальность логики, неожиданное своеобразие ассоциаций, игра слов, часто доводящая ситуацию до комизма. Обычно проявляется в анекдотах, кратких репризах и афоризмах.

А что же такое глупость?

Глупость переполняет мир. Глупые слова, глупые мысли, глупые планы, глупые поступки, глупые мероприятия, глупые песни, глупые фильмы… И всё это тешит глупых людей, а может, и плодит их. Говорят, в России дураков больше, чем дорог. Сомневаюсь, что в других странах их меньше. «Чем человек глупее, тем он ближе к общему уровню», – сделал вывод далеко не русский мужик Анри де Бейль, или попросту Стендаль. А Альберт Эйнштейн выразился по-научному: «Есть только две бесконечные вещи: вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчёт вселенной я не уверен».

i (1)

Конечно, на Земле немало и умных людей, но глупые массы им не внемлют. Как говаривал учитель Иисус Христос, «не ведают, что творят». Бесперспективность глупости именно в том, что к уму она невосприимчива. «Умное слово доходит до умных ушей» (Джангули); «Отдать дань уму могут только платёжеспособные» (Ю.Базылев); «Нельзя научить людей ограниченных должным образом судить о людях одарённых» (Бальзак); «Оценить чужие достоинства чаще всего не позволяют свои недостатки» (В.Снегирёв).

В отличие от свободного в суждениях ума глупость ходит вдоль флажков из когда-то усвоенных истин, да ещё опирается на палку своей убеждённости. Ей присущ страх перед свободой мысли и даже ненависть к ней. Она стремится всё зарегламентировать, иначе чувствует себя неуютно, словно на сквозняке.

Для глупости характерны:

«Плоские» суждения (правое – левое, чёрное – белое), в том числе навешивание ярлыков. Человек либо хорош, либо плох, и различаются они так же просто, как брюнет и блондин.

Огульность суждений, стремление к скорым и необоснованным обобщениям, поспешность выводов, распространение частных выводов на явление или человека в целом.

Неколебимость убеждений, категоричность суждений, безапелляционность оценок. Неспособность к корректированию их в соответствии с новой информацией, а значит, к обучению и развитию. «Из общего потока вычленяются только те сведения, которые подкрепляют существующие предубеждения» (Хосе Антонио Марина). «Твёрдость убеждений – чаще инерция мысли, чем последовательность мышления» (Василий Ключевский). «Единственный способ оставаться последовательным – это меняться вместе с изменением обстоятельств» (Уинстон Черчилль). Даже в физике и математике незыблемые, казалось бы, истины нередко оказываются относительными – вспомним Эйнштейна и Лобачевского. Тем более относительны и многогранны понятия и соотношения в политике, экономике, социологии, морали, в любых жизненных вопросах. Безапелляционность суждений свидетельствует о том, что мозг вцепился в точку зрения, как утопающий в спасательный круг, и не может её отпустить, поскольку не умеет плавать в этой стихии.

Упрямство близко к той же неколебимости убеждений. «У людей, ум которых не отличается ни гибкостью, ни широтой, твёрдость воли часто переходит в упрямство», – отмечал неиссякаемый Бальзак. Яков Княжнин рубил наотмашь: «Упрямство – вывеска дураков». А древние индийцы предпочитали образность: «говорить с дураком – что выпрямлять собачий хвост».

Предвзятость мнений. Ещё не прояснилась ситуация, а позиция уже готова: глупец обнаружил аналогию с чем-то знакомым. Предвзятость дальше от истины, чем невежество, – гласит французская пословица. «Часто человеку всё ясно и понятно именно тогда, когда он заблуждается», – заметил герой фильма «Человек, который закрыл город». А умный польский писатель сострил: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения». Парадоксально, но факт.

Неумение извлекать полезную информацию из чужого опыта. Умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих.

Неспособность предвидеть варианты развития событий, ведущая к ошибкам и неудачам. Совершение поступков, последствия которых противоречат их целям. Неоправданный риск как следствие неспособности к прогнозированию последствий.

Стремление больше говорить, чем слушать. Воспринимать новую информацию сложнее, чем повторять известную. Пустая мельница без ветру мелет. Умным остаётся слушать, вставляя реплики в паузах. Соловьи умолкают, когда начинают орать ослы (восточная пословица). Конечно, ведь слово – серебро, а молчание – золото. Но «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами» (Ф.Гойя).

Предубеждение, неспособность признать положительные черты в неугодном человеке. Белая краска на чёрное не ложится.

Неспособность к анализу и выявлению причинно-следственных связей. Неумение отличать основательные аргументы от неосновательных. Немудрено, когда с логикой проблемы.

Потребность в кумирах и идолах. Подверженность влиянию авторитетов и культам личностей, подобострастие. Подслеповатая вера в общепризнанное, освобождающая от необходимости мыслить самому.

Неспособность к обоснованию своих позиций. Ведь позиции-то не свои, а заимствованные у авторитетов или у кумушек.

Предпочтение сомнительных ценностей подлинным. Это когда сомнительные доступней, что бывает достаточно часто.

Пренебрежение истиной в угоду своему психическому комфорту. Ограничение своих интересов кругом частных и бытовых проблем, равнодушие к мировым коллизиям: Водка, лодка и молодка – а на истины плевать! Моя хата с краю.

Нежелание и неспособность ставить себя на место другого, рассуждать с чужих позиций. Это сродни рефлексии, требуется известное напряжение мозга. А как? А зачем?

Неумение отсеивать ненужную информацию. «Мудр тот, кто знает нужное, а не многое» (Эсхил). «Многознание уму не научит» (Лев Толстой). «Начитанный болван – самая докучливая разновидность болвана» (Бейард Тэйлор).

Манера «стричь других под свою гребёнку», судить по себе. «Гнуснейшая привычка карликовых умов – приписывать своё духовное убожество другим» (Бальзак).

Пристрастие к поучениям мирно соседствует у глупости с отторжением новой, непривычной информации. «Глупость всегда поучает, тогда как ум учится» (Геннадий Малкин).

Доверие к предрассудкам, слухам, доносам. Это тоже подпорки, заменяющие работу своего ума.

Необоснованная доверчивость к людям. «А я рассчитывала, что он…», «А ведь она обещала…», «Я на них понадеялся…». Про такие надежды говорят: обещал баклан ставриде, что устроит в лучшем виде.

Негибкость, инертность, низкая приспосабливаемость к изменениям среды. «Разумный человек старается приспособиться к миру, а неразумный пытается приспособить мир к себе» (Бернард Шоу). Правда, на этот счёт есть и другое мнение: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас!». А ему это надо?

Творческая бесплодность. Что поделаешь – ум не рожает. Правда, иногда можно обходиться дурацкими фантазиями.

Перевод предмета спора на личность оппонента. Типа «сам дурак». Нападение – лучший способ защиты. К тому же огрызаться проще, чем аргументировать.

Недостаток чувства юмора, неуместная серьёзность. «Будь человек хоть семи пядей во лбу, но если у него нет чувства юмора, то он дурак» (А.Чехов). «Серьёзность – это щит дураков» (Монтескье). «Постоянная серьёзность – это всего лишь маска посредственности» (Вольтер). «Серьёзное лицо – это ещё не признак ума. Все глупости на земле совершаются именно с этим выражением» (Григорий Горин).

Короче, у глупости признаков – тьма. Поистине, бойся козла спереди, коня сзади, а дурака со всех сторон.

А мы снова послушаем золотые саксы Билли Вона: «Morgen».

    

Страницы: 1 2 3 4 5

1 комментарий к записи “ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ”

Оставить комментарий

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.