ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ

 А теперь мы заберёмся вглубь человека и рассмотрим вопрос:

ЧТО  ДВИЖЕТ  ЧЕЛОВЕКОМ

Метель 2

 В основе человеческого поведения лежат желания. «Желание, – говорил Спиноза, – самая сущность человека». Да, они во многом определяют его внутренний облик. «Мои «хочу» и «мне нравится», – декларировал Джек Лондон, – составляют для меня всю ценность жизни. А больше всего я хочу разных личных достижений, – не для того, понятно, чтобы кто-то мне аплодировал, а просто для собственного удовольствия».

Желания жаждут удовлетворения. Люди всегда делают либо то, что они хотят (это самоцели), либо то, что вынуждены делать для того, чтобы получить желаемое (это средства). Этот союз – диалектическая категория, то есть переменная, не терпящая статики. Смысл этой диалектики: желание – осуществление – новое желание. Если новое желание не появилось, возникает застой. Жизнь у желания, как и у всего, свойственного живому, – в движении. Неосуществлённые желания расслабляют волю, осуществлённые, наоборот, укрепляют. О человеке, умеющем осуществлять свои желания, говорят, что это волевой человек. Безвольный человек ставит осуществление своих желаний в зависимость от множества не зависящих от него факторов. Он даже боится осуществимости своих желаний и выдумывает препятствия, потому что иначе надо мобилизовать волю, которой у него нет. Для самооправдания он делает вид, что это и есть воля – уметь отказаться от своих желаний.

Неосуществлённые желания лежат на его душе растущей тяжестью, тормозя жизненные процессы, как остановившееся на течении бревно скапливает плавник, загромождая русло реки. Когда желание и воля, да ещё и разум, действуют в разных направлениях, мы получаем пресловутую троицу из лебедя, рака и щуки. Такой человек не обучен, не организован, не целеустремлён, а потому в своих планах обречён на поражение и, в конце концов, вообще перестаёт строить планы, пуская жизнь на самотёк. Желания у него, вроде, есть, но из них ничего не следует.

Сами по себе желания пассивны и останутся неудовлетворёнными, если не превратятся в мотивы определённого поведения. Мотив – это уже побуждение, осознанный интерес. Мотивов, как и желаний, для начала действий недостаточно, для этого они должны преобразоваться в намерения. Человеческая личность характеризуется более намерениями, нежели фактическими поступками. Почему? Да потому, что намерения зависят только от самого человека, а фактические поступки – также и от внешних факторов, над которыми он не властен. Правда, судят о человеке не по намерениям, а по поступкам, но лишь потому, что его намерения со стороны неощутимы и для суда недоказуемы.

Не все желания обращаются в мотивы, не все мотивы – в намерения, не все намерения воплощаются в слова и дела. Для перехода от намерений к действиям необходимы стимулы. В основе желаний всегда лежит подсознательное стремление к положительным эмоциям, которым легко можно объяснить любой поступок. «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость», – мудро заметил кто-то из классиков.

Эмоции на подсознательном уровне ориентировочно указывают человеку фарватер в реке жизни. Но если не привлечь рассудок, вихри противоречивых эмоций могут сбить его с курса, и искомой завтрашней радости он не получит и послезавтра. С помощью разума человек во имя завтрашней радости заставляет себя делать то, что в данный момент не хочется. А для жизни в русле сиюминутных желаний разум не требуется, достаточно инстинктов и рефлексов. Правда, всё остальное не связано напрямую с выживанием и по большому счёту может быть расценено как каприз. Но без возвышающих капризов человек уподобляется обычному животному.

Однако вернёмся к эмоциям. Мы стремимся к положительным эмоциям, а думаем, что к свершению и обладанию. Молодая соседка мечтает о шубе, но нужна-то ей не сама шуба, а радость, которую с помощью этой шубы она получит от внимания окружающих. Так мы гоняемся за средствами, не сознавая цели, и порой добыча этих средств вызывает больше отрицательных эмоций, чем достижение цели принесёт нам положительных. Источник наших душевных мук обычно находится внутри нас. Они, в конечном счёте – результат наших неосуществлённых желаний, наших необоснованных иллюзий, наших ошибочных действий.

Погоня за положительными эмоциями разрушает покой и счастье. Человек, получивший то, о чём мечтает, вынужден мечтать о другом. В силу этого он обречён жить в режиме неудовлетворённости. Эта отрицательная эмоция толкает человека на преодоление препятствий в погоне за удовлетворением, то есть положительной эмоцией, которая и будет наградой за труд. Стимулы в виде «пряника» положительных эмоций и «кнута» отрицательных действует везде: на войне и на охоте, на досуге, на работе, в спальне, в бане, в кабинете, и на кухне, и в клозете. Что же касается денег, то это всего-навсего условные знаки, введённые для удобства обмена результатами труда.

Самым распространённым источником положительных эмоций является физический и психический комфорт, который человек и пытается постоянно себе обеспечить. Любая деятельность – это погоня за тем или иным комфортом, как, впрочем, и любая бездеятельность. В соответствии с этим комфорт подразделяется на комфорт состояния и комфорт действия. Чтобы избавиться от дискомфортного состояния, необходимо произвести дискомфортное действие (страх – бег). Практически в жизни человек всегда стоит перед такой дилеммой и решает её то ли в пользу комфортного состояния, то ли во избежание дискомфортного действия, в зависимости от того, что в данный момент перевешивает (грязный пол – мытьё пола). Хозяйка будет мыть пол тогда, когда психический дискомфорт, вызванный восприятием грязного пола или ожидаемой реакцией гостей, возобладает в ней над угрозой физического дискомфорта, связанного с мытьём пола.

Желанная цель обычно достигается через нежеланные, неприятные или трудоёмкие действия. Самое счастливое сочетание – когда вы получаете удовольствие не только от результата, но и от процесса работы. Тогда у вас двойной стимул, способный повысить и производительность, и качество труда.

Но человек не прочь получить желанное ощущение комфорта в обход трудоёмких действий. Восточные мудрецы давно открыли способы достижения положительных эмоций напрямую, через овладение управлением собственной психикой. Возбуждая и тормозя усилием мысли соответствующие участки головного мозга, можно загнать себя в блаженное состояние. Но это тоже непросто, поэтому алкоголики и наркоманы используют химические реактивы, вызывающие ощущение эмоционального комфорта за счёт некоторых материальных затрат и откровенного вреда, причиняемого своему здоровью.

Наиболее эффективной движущей силой человеческой деятельности является энтузиазм. Никакая прибыль в качестве стимула не может с ним соперничать. Но, в отличие от прибыли, планировать и дозировать его невозможно. Его истоки могут быть различны, но всё, что делается хорошо, обязано энтузиазму, и наоборот, всё, что не делается или делается плохо, объясняется недостатком энтузиазма. Подневольный труд, лишенный энтузиазма, заметно отстаёт в продуктивности от труда добровольного. Конечно, на качество работы влияет и квалификация, и организация труда, но бессмысленно требовать высокой отдачи от человека, не заручившись его энтузиазмом. Энтузиазм – это своего рода азартная энергия, образующаяся при соединении любви к делу, веры в свои силы и надежды на желанный результат. Налицо счастливое сочетание веры, надежды и любви!

Здесь следует упомянуть и о случающемся противоречии между желаниями и возможностями человека, которое нередко ведёт к разочарованию. Особенно характерно это для неопытных и немощных. Значит, баланс эмоций зависит, помимо характера, и от умения, и от здоровья. У больного или старого человека из-за невозможности осуществить свои желания негативные эмоции начинают преобладать над позитивными, и он сливает их на ближних, становясь ворчливым и несносным. «Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остаётся молодым», – объяснял Оскар Уайльд. Возможности тела блокируют порывы души. Подлинным же стариком выглядит тот, кто постарел и душой, потерял способность восхищаться, вечно всем недоволен, ругает молодое поколение и ни о чём личном не мечтает. Это влечёт утрату интереса к жизни, потворствует физическому угасанию организма, а то и деградации.

Конфликт желаний с возможностями нередко настигает и вполне дееспособных, активных и страстных людей, и может принимать угрожающие формы. Отсюда растут ноги многих жизненных трагедий, депрессий, преступлений, вплоть до убийств и самоубийств. Умение контролировать свои желания и запросы – один из признаков мудрости. Не менее важна и способность к развитию своих возможностей.

К сожалению, в нашей жизни достаточно причин для горестей, но поддаваться им непродуктивно. «Кто горюет о мёртвом, об утраченном, о прошедшем, тот лишь прибавляет к печали печаль и терпит двойное бедствие» – гласит древнеиндийский афоризм. Но впасть в депрессию можно и без видимых причин. Врачи относят это к психическим заболеваниям. Очевидно, бывает и такое, но один прохожий поставил свой диагноз: «депрессия – это хроническое состояние ожесточённого безделья». Тоже довольно распространённый вариант.

Когда человек сидит в тюрьме, ему ничего не надо, кроме свободы. Но когда он выходит на свободу, ему уже этого мало. Так и в остальной жизни. Московская учительница Татьяна С. возмущается быстрым ростом наших потребностей («Литературная газета», 03.06.81.). Так, при долгожданном переселении из коммуналки в отдельные квартиры две бабушки горюют: одной, видите ли, достался слишком высокий этаж, другой – квартира без лоджии. Знакомой даме в ювелирном магазине не досталось какого-то «дутого» кольца, а её мужу – путёвки в круиз по Дунаю. Сплошные трагедии. А ведь недавно люди так же переживали потерю продовольственных карточек и угрозу голодной смерти. Автор удивляется и недоумевает, просит людей задуматься, не принимать пустяки так близко к сердцу.

Постараемся объяснить ситуацию. «Всякое изменение в положении людей ведёт к изменению в их психике», – подметил французский психолог, историк и искусствовед ХIХ века Ипполит Тэн. Стоит подняться на крышу, и знакомый окрестный пейзаж воспринимается по-другому. Осуществление вчерашней мечты, доставив удовольствие, сегодня уже не вполне устраивает. Ведь наряду с потребностью радоваться человеку отпущена потребность страдать. Без этих эмоций он ничего не смог бы достичь, да и вообще не произошёл бы. Организмы, лишённые эмоций, остаются на примитивном уровне, потому что довольны тем, что есть. Не испытывая неудовлетворённости, мы все сидели бы сложа руки в пещерах и на деревьях, пока не вымерли бы из-за неготовности противостоять агрессивной среде.

Поэтому самый обеспеченный человек найдёт повод для недовольства, а обездоленный найдёт повод для радости, ибо естественные потребности сильнее материальных. Мы мечтаем разбогатеть в надежде улучшить соотношение довольства и недовольства, но это зависит не от качества жизни, а от строя души. Скупой богач беднее нищего, – гласит пословица. «Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше», – соглашается античный философ. А Бальзак предупреждает: «Избыток жизненных благ убивает чувства и развивает эгоизм». Вот за это простой народ не любит богатых. Особенно если они не брезгуют средствами для достижения богатства. Неправдою нажитое боком выпрет, — очередная пословица. Так что, господа, не вините «завистливую чернь», не усердствуйте в погоне за достатком, – это чистой воды самообман. Вспомним Омара Хайяма:

 Зачем копить добро в пустыне бытия?
Кто вечно жил средь нас? Таких не видел я.
Ведь жизнь нам в долг дана, и то – на срок недолгий,
А то, что в долг дано, не собственность твоя.

 Полностью материал читайте в книге «Прописные истины».
Да, чуть не забыл. К вашим услугам Billy Vaughn с очередной композицией – «Side by Side».

Страницы: 1 2 3 4 5

1 комментарий к записи “ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ”

Оставить комментарий

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.