Кое-что о себе

КИНОМАНИЯ

Но главная отрада была для меня в те годы − просмотры. «Просмотр» − это демонстрация кинофильмов и киножурналов, подготовленных к выходу на широкий экран. Он еженедельно устраивался в маленьком зале для семей руководящих работников и длился с семи вечера до одиннадцати, а то и до двенадцати ночи с небольшим перерывом. Помимо малоинтересной для меня кинохроники типа «Новости сельского хозяйства», там обычно показывались два художественных фильма или один двухсерийный. Поход в кино всегда был для меня праздником, а тут не просто фильм − целый киновечер! Вот уж насмотрелся я вволю! Конечно, фильмы попадались и пустяковые, и скучные, выбирать не приходилось, но много было и хороших. Но самыми желанными, конечно, были трофейные. Лишь только на чёрном экране возникала белая безмолвная надпись «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Красной Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году», как сердце сладостно замирало в предвкушении.

Тогда появились и «Три мушкетёра» с Доном Амиче, и четырёхсерийный «Тарзан» с Джоном Вейсмюллером, и «Серенада Солнечной долины» с Соней Хэни и оркестром Гленна Миллера, и «Мост Ватерлоо» с Робертом Тейлором и Вивьен Ли, и «Молодой Карузо» с Марио дель Монако и Джиной Лоллобриджидой, и «Газовый свет» с Шарлем Буайе и Ингрид Бергман, а также «Индийская гробница», «Знак Зорро», «Башня смерти», «Мятежный корабль», «Охотники за каучуком», «Судьба солдата в Америке» и много-много чего другого. Всё это было чрезвычайно интересно. Попадались и редкие для тех времён цветные фильмы. Это, прежде всего, «Багдадский вор» и «Джунгли» английского продюсера Александра Корда, которые он подарил Советскому Союзу во время войны. Так что эти фильмы не трофейные. «Пока я смотрел Багдадский вор, московский вор бумажник спёр», – ходила поговорка. А «Джунгли» (в оригинале «Книга джунглей») – это по Киплингу, про Маугли, которого великолепно сыграл индийский мальчик Сета.

Ещё порадовал цветом американский фильм Майкла Кёртица «Приключения Робин Гуда» 1938 года. И не только цветом. Про этого легендарного разбойника было снято более двадцати фильмов, но этот остался вне конкуренции, и по версии New York Times он занимает седьмое место в рейтинге «когда-либо существовавших фильмов». Тут я с ними согласен. А в 1995 году Библиотекой Конгресса США он был признан «культурно, исторически или эстетически значимым» и выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов.

Благодаря бесплатным просмотрам я увидел более трёхсот фильмов, и кино владело моим воображением не меньше, чем книги. Больше всего мне нравились исторические приключенческие картины, а особенно полюбился знаменитый голливудский актёр Эррол Флинн (те же «Приключения Робин Гуда», а ещё «Королевские пираты» и «Остров страданий»). Он был красив, ловок, весел, бесстрашен, великодушен и неотразимо обаятелен. Юношам свойственно выбирать себе героев не просто достойных восхищения, а ещё и близких себе по духу. Впервые-то я увидел его ещё в пятом классе в фильме «Принц и нищий», но тогда понятия не имел, кто это такой, да и вообще не интересовался исполнителями ролей. 

изменить размер

Робин Гуд

Неповторимый Эррол Флинн

Позже, учась и работая в Москве, я пересмотрел в кинотеатре «Иллюзион» и в клубе фабрики «Красные текстильщики» многие из этих фильмов и, сверх того, увидел целый фейерверк других замечательных старых картин. Прослушал и лекцию об Эрроле Флинне. Лектор поведал о жизни актёра, спортсмена, искателя приключений и вообще незаурядного малого. Родился он в 1909 году в Австралии, перепробовал множество профессий: шкипер, менеджер табачной плантации, полицейский, контрабандист, ловец жемчуга, барный вышибала, волонтёр китайской армии, и это далеко не все. Ложась спать, он не всегда знал, куда завтра занесёт его судьба. Хорошим подспорьем для такого непоседы была журналистика: он сотрудничал с рядом изданий и написал роман «Холодный рис». В Англии он работал театральным актёром, на Олимпийских играх выступал боксёром от Голландии, а в Америке, наконец, обрёл триумфальную славу киногероя и секс-символа. Женщины не могли устоять перед образом его романтических героев с насмешливо прищуренными серыми глазами, за внешней бесшабашностью которых скрывалась ранимая и благородная душа. На съёмках, пренебрегая каскадёрами, он сам делал их работу – скакал на коне, фехтовал на шпагах, выполнял акробатические трюки… В 1936 году, бросив кинокарьеру, он махнул в Испанию воевать за республику с фашистами, а в 1959-м отправился на Кубу помогать Фиделю Кастро, где и погиб.

Последние факты ещё более героизировали в моих глазах его образ, но уже в век интернета, наведя справки, я расстроился, узнав, что в Испании он не воевал, а путешествовал с профашистским приятелем, на Кубе просто снимался, правда, в фильме про кубинскую революцию, а умер в Канаде от сердечного приступа, едва дожив до 50 лет, поскольку распутничал, пьянствовал и увлекался наркотиками. Что ж, это достаточно типично для подобных авантюристов и талантливых баловней судьбы. Его даже привлекали за изнасилование несовершеннолетних с угрозой загреметь на двадцать лет, но это выглядит комично на фоне того, что сотни девиц всех возрастов преследовали его, мечтая забраться к нему в постель. Тот судебный процесс только добавил ему популярности. Естественно, он был женолюбом. Да и как им не быть, когда пользуешься таким успехом, ведь мужчины и стремятся к нему в основном ради внимания женщин. 

Но Эррол Флинн интересовался вовсе не только женщинами. «Я был одним из немногих, кто проштудировал труды Маркса от корки до корки», − хвастался он. Одна из знаменитых кинозвёзд, то ли Бетт Дэвис, то ли Вивьен Ли, говорила о нём: «Актёр-то он средненький, но сколько обаяния!» А по мне, и играл он превосходно. Даже будущий президент США Рональд Рейган выглядел рядом с ним бледно (они вместе играли в фильме «Дорога на Санта-Фе»). Так или иначе, для меня он надолго остался любимым киногероем, как книжными фаворитами оставались Арамис и Эдмон Дантес из романов Александра Дюма.

А кто ещё из киноактёров мне нравился? Кларк Гейбл, Шон Коннери, Стюарт Грейнджер (кстати, его фехтование с Мэлом Феррером в «Скарамуше», пожалуй, лучшее из всех подобных кино-поединков). Как и Флинн, эти ребята привлекали меня, кроме прочего, чувством юмора, без которого я не воспринимаю мужчин всерьёз. Ален Делон хорош не только сам по себе, он не играл в неинтересных фильмах. Его дружок Бельмондо тоже весьма колоритен, да и с юмором у него всё в порядке. Если герои Делона, как правило, невозмутимы, то герои Бельмондо, напротив, возмутительны. И это разные грани обаяния.

Среди актрис постоянной симпатии у меня не было, вкусы на женскую привлекательность с возрастом менялись. Ну, разве Джина Лоллобриджида, Оливия де Хэвиленд, Одри Хепберн… Но всё это история, а по современным западным артистам я плохой специалист.

Что касается наших, то со времён Станиславского и Михаила Чехова первоклассных актёров у нас не счесть. Начнёшь перечислять, не остановишься. Крючков и Андреев, Орлова и Ладынина, Алейников и Кадочников… А потом − Смоктуновский и Юрский, Папанов и Леонов, Козаков и Баталов, Табаков и Борисов, неповторимый Андрей Миронов…  Олег Янковский с «Полётов во сне и наяву» вне критикиМихаил Ульянов подтвердил свою гениальность фильмом «Без свидетелей», а Юрий Яковлев с Владимиром Этушем − телефильмом «Игра», который позже размагнитили − флэшку сэкономили. Юрий Никулин далеко не только комик − возьмите «Они сражались за Родину» и «Когда деревья были большими». Галина Беляева хороша везде, Александр Домогаров − в сериале Владимира Попкова про графиню Монсоро. Кстати, это наиболее уважительная экранизация романа Александра Дюма из всех, ибо другие в разной степени приближаются к оценке Валентина Гафта (с моей поправкой):

Пока-пока-покакали
На ста
рого Дюма,
Читатели заплакали
От этого дерьма!

Чем же они мне, как и Гафту, не угодили? Тем, что в любом искусстве я ценю добросовестность и не терплю авторский выпендрёж, не говоря уже о халтуре. Ты убедительно покажи то, что экранизируешь, и не лезь со своим «прочтением». Как правило, это искажение. Поэтому я люблю документальные фильмы про историю и про войну, они самые правдивые. Хотя злые языки утверждают, что военная кинохроника тоже сильно грешит постановочными сценами. 

А ещё я всегда любил остроумные комедии, начиная от Чарли Чаплина и Бастера Китона, старых «Трёх мушкетёров» с Доном Амиче и «Джорджа из Динки-джаза» с Джорджем Формби, музыкальных − «Весёлые ребята», «Серенада Солнечной долины», «Золотая симфония» и, наконец, до талантливых работ Леонида Гайдая. Комедиям не требуется достоверность, а вот узнаваемость типажей и ситуаций необходима, но в форме смешного шаржа и гротеска.

Однако, как говаривал упомянутый Дюма, вернёмся к нашему повествованию. Вот уже десятый класс. У нас была одна круглая отличница, претендующая на золотую медаль, а мне пророчили серебряную. Правда, у меня оставалось несколько четвёрок, но благодаря продуманной тактике я исхитрился к концу года исправить их все на пятёрки. Второй золотой медали не заготовили, и я согласился, чтобы мне нарисовали одну четвёрку. И получил серебряную медаль.24Официальный портрет выпускника средней школы.

Будущую профессию я выбирал капитально. Летом приехал в Москву, посетил факультет журналистики МГУ на Моховой и разочаровался, увидев мрачные, тускло освещённые коридоры и орфографические ошибки в стенгазете. Позанимался на подготовительных курсах Архитектурного института, затем с подачи папиного знакомого профессора переметнулся в сторону Авиационного. Вернувшись в Ригу, я все их забраковал. Cреди намеченных вариантов оставался ещё Институт международных отношений МИМО, но до него руки-ноги не дошли. Мы с приятелем Юрой шутили: раз МИМО, значит, мимо. Строгановка и Мухинка почему-то вообще выпали из нашего поля зрения. В итоге мы подались во ВГИК, прямо на режиссёрский факультет. Почему на режиссёрский? Потому что часто во время просмотра фильма мне казалось, что многие сцены я смог бы сделать лучше, убедительнее. А на режиссёрском было сорок человек на место, и конкуренты − не нам чета: многие уже с киностудий и из театров, да ещё и поступали не первый год. 

25 об / мин

Мы с приятелем готовы штурмовать ВГИК.

Правда, к тому времени я знал основные вехи истории кино, режиссёров, актёров и их роли, но этого было недостаточно. На первое нам показали свежий фильм Ивана Пырьева «Испытание верности» и велели написать рецензию. С этим мы справились. Во втором туре проходило собеседование о творческом опыте соискателя. Хотя такового у нас было мало − рисунки, фотографии да кое-какие стишки, но в поредевших списках лиц, допущенных к третьему туру, мы всё ещё числились. А вот после третьего тура − «Актёрское мастерство» – в списках нас уже не было. И то правда, откуда у нас актёрское мастерство? Одно фиглярство.

А ещё раньше, до конкурса, абитуриентов из общежития ВГИКа приглашали на эпизодические роли в уезжавшую куда-то съёмочную группу фильма «Они были первыми» про первых комсомольцев, во главе с молодым актёром Георгием Юматовым. Если бы мы согласились, судьбы наши, возможно, сложились бы по-другому. Это была бы полезная школа для последующего поступления во ВГИК. Но самоуверенность помешала нам свернуть с прямой дороги на окольную, мы пошли напролом и скатились в кювет.

Кстати, амплуа кинорежиссёра на самом деле мне не подходило. Без конца орать в мегафон, командуя бестолковой ватагой актёров, операторов, осветителей, да ещё и массовкой, а потом управлять монтажом и озвучкой – нет, это совсем не в моём характере. Скорее уж, я мог бы стать неплохим киноведом или сценаристом. Но разглядеть в школьном возрасте своё амплуа получается далеко не у всех.  

В других вузах к тому времени приёмные экзамены уже закончились, но благодаря медали я мог поступать без экзаменов. Тогда я выбрал вуз из республиканской квоты подготовки национальных кадров и поступил в МИИТ. Более подходящего варианта там не было. Думаю − проучусь годик, а там куда-нибудь переметнусь. Но судьба снова распорядилась иначе. 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

10 комментариев к записи “Кое-что о себе”

  • Приветик!
    Я тоже ученица школы Твой Старт. Обучаюсь уже на продвинутом курсе, буду рада нашему общению и обмену опытом.
    Моя страничка в контакте: http://vk.com/id17493996
    Заходите в гости)

    • Привет-привет, спасибо за внимание. А я вот парюсь над своим сайтом, что-то он у меня какой-то своенравный. Поэтому в соцсетях пока не общаюсь, нечего выложить на стол. Сегодня с сайта вообще пропал большой рассказ с иллюстрациями, опустошив целую рубрику. Таким опытом меняться не резон.
      Альфред.

  • Приятно с Вами познакомится. Каждый человек, с которым встречаешься, дарит нечто особенное — это свой внутренний мир, который большой и прекрасный. С нетерпением жду новых Ваших статей. С дружеским отношением, Марина.

    • Будем знакомы, Марина.
      Пишите о себе. Что-то я не удосужился раньше ответить. Тут такие порядки, что комментарий не сразу и заметишь. Но лучше поздно, чем… Такова уж наша жизнь — то слишком поздно, то слишком рано. Хорошо всё делать вовремя. Да и то не уверен.

  • Классная статья

  • Интересная статья, понравилась, лайк, если будет также время и интересно посмотреть на 5 красивых моделей, который сейчас проходят отбор за лучшую, то зайди на эту страницу и проголосуй, голосование идет с 03.06.2015 до 15.07.2015 Помоги определить самую красивую девушку, посмотри каждое фото в большом размере! http://vk.cс/3RDtqJ

    • Спасибо за лайк, но проголосовать за девушку не удалось. Какая-то ссылка хитрая, не для нас, простаков. Короче, просто магазин. Будут деньги, зайду.

  • Альфред, лицо у Вас знакомое. Мучаюсь теперь, где я Вас мог видеть?

    • Возможно, где-то в соцсети или на каком-нибудь форуме. Я же не маскируюсь, как некоторые, и всюду лезу исключительно со своим лицом. Так что мучиться не надо.

Оставить комментарий

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.